воскресенье, 25 января 2009 г.

На риме


На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.
В ранний период римского заимствования греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счет поднятия стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн пьедесталов, а к базе снизу — плинта

Антаблемент.


 Структура построения художественной композиции антаблемента всех ордеров единая, а ионический и коринфский антаблементы   близки   даже   по   деталировке.
Различие ионического и дорического антаблементов начинается с архитрапа. Ионический архитрав трехступенчатый. Каждый вышележащий ярус незначительно нависает над нижним, образуя так называемые фасции . Верхняя фасция обычно завершается профилем, состоящим из двух-трех обломов (например, валик, каблучок и полочка), покрытых порезками. Дорический архитрав — это балка с гладкой поверхностью.
Совершенно обратная картина в композиции фриза. Ионический фриз предельно прост, без структурной деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким. Дорический фриз (см. рис. 5, В) образует тектонический структурный декор, состоящий из элементов, которые в деревянных конструкциях имели чисто техническое назначение, — чередующихся триглифов и , метопов. Триглиф 1  (рис. 9) — прямоугольник, вытянутый по вертикали и разделенный желобками на три рельефных зубца со снятыми фасками, который изображает торец деревянной балки перекрытия, сплоченной из трех пластин со снятыми фасками на торцах. Фаски предохраняли деревянные торцы от расщепления. Метоп  — квадратная плита, заполняющая проемы между триглифами. Она обычно заглублена по отношению к плоскости архитрава и триглифов и часто бывает украшена сюжетным рельефом   или   орнаментом.
Карниз состоит из двух конструктивных членений: карнизной плиты и желоба. Карнизная плита В) в дорическом ордере обычно имеет профиль полки, опирается на детали фриза и снизу украшена мутулами  с гутами (каплями). Мутулы в виде дощечек как бы изображают концы обшивки стропил, а гуты— шляпки гвоздей. Карнизная плита сверху завершается обломом в виде каблучка или трохила и несет на себе симу  — деталь, украшающую желоб для удаления воды с крыши. Профиль симы может быть представлен различными  обломами.
Профиль симы  ионического карниза более мягких очертаний, а карнизная плита  со слезником (капельником)  не имеет мутул. Под карнизной плитой иногда расположены сухари  — параллелепипеды, вытянутые по вертикали, которые изображают концы брусьев (консоли), поддерживающие плиту. Сухари сверху и снизу часто ограничены обломами и порезкой, как в антаблементе портика кариатид. Портик — навес, поддерживаемый колоннадой, столбами, в данном случае кариатидами— сатуями жриц, которые служат опорами перекрытию.
Познакомившись с разнообразием деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места сочленений, а третьи усиливают контрастность архитектурных форм. Например, сочетание обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций. Профили антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к Другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, т. е. несут чисто орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.
Подводя итог античному периоду развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных элементов, декоративные способы обработки конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления и психологического воздействия архитектурных произведений. Все эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной с деятельностью человека и масштабами окружающей природы. Следующий этап развития ордерных систем — архитектура Древнего Рима, использовавшего богатое наследие древней Греции. Но это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приема при создании более   грандиозных   сооружений.
Величие римских ансамблей было предназначено отражать торжество завоевателей, богатство поработителей, и призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях — совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов.

Архитектурные ордера и их детали

Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей, например, чередование колонн с интерколумниями (пролетами между рядом стоящими колоннами). Их тоже рассчитывают в модулях.
Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Наиболее распространенный рельеф — порезки, выполняемые на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов. Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в   деталировке   колонн   и   антаблементов.
Пропорции памятников дорического ордера массивны мощные колонны с ярко выраженным энтазисом, с узкими интерколумниями несут тяжеловесный антаблемент. Пропорции ионического ордера, напротив, легки и изящны стройные колонны расставлены в просторном ритме интерколумниев и не несут, а как бы поддерживают ленту антаблемента. Коринфский ордер сформировался на традициях ионического и по пропорциям и ритму мало отличается от него.
Колонны. Дорическая массивная колонна не имеет базы (база в дорическом ордере появляется в римскую эпоху), фуст ее обязательно каннелирован, т. е. покрыт вертикальными желобками — каннелюрами.
Ионическая колонна изящнее, всегда располагается/на базе, фуст ее может быть или гладким, или каннелированньш. У самого основания фуст резко расширяется, как бы сминаясь/ под собственной тяжестью, образуя обратную выкружку,, т. е. выкружку, повернутую на 180° относительно горизонтальной оси и ограниченную пояском. Профиль выкружки образуется циркульной кривой в четверть окружности или близкой к ней по характеру, называемой трохилом.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:"Arial","sans-serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

В строительстве применяется большое количество различных Материалов. Чтобы легче было разобраться в многообразии строительных материалов, их разделяют на отдельные группы, обладающие определенным признаком, т. е. классифицируют.


Наиболее простая классификация — разделение материалов по их происхождению. В этом случае мы будем иметь только две группы: природные или естественные материалы и искусственные. К природным материалам относятся материалы, существующие в природе и не требующие какой-либо переработки для изменения их свойств, например природный песок, который перед употреблением в строительном производстве только очищают от примесей и в отдельных случаях сортируют по размеру зерен.


К искусственным материалам относятся материалы, получаемые из природных после переработки с изменением их свойств. Так, из глины, легко размокающей в воде, получают после формования и Обжига водостойкие керамические материалы (кирпич, облицовочные плитки).


Наиболее распространена классификация по технологическому признаку. В основу этой классификации положены вид сырья, из которого изготовляют материалы, и производственная технология, обеспечивающая получение материала. При такой Классификации материалы разделяются на следующие группы:


природные каменные материалы — песок, щебень, бутовый Камень, блоки и камни правильной формы для кладки стен, облицовочные плиты;


керамические изделия, получаемые из глины обжигом,— кирпич, облицовочные плитки, черепица;


неорганические (минеральные) вяжущие вещества, способные под влиянием физико-химических процессов переходить из жидкого в тестообразное состояние, а со временем затвердевать в прочное камневидное тело (известь, гипс, различные цементы);


бетоны и строительные растворы, приготовляемые из смеси пески, щебня и минеральных вяжущих веществ;


железобетонные изделия, получаемые из бетона, в который для повышения прочности кладут стальные стержни — арматуру; искусственные каменные материалы и изделия на основе минеральных вяжущих веществ — гипсовые и асбестоцементные изделия, силикатный кирпич;


материалы и изделия из минеральных расплавов — стекло, шлаки;


лесные материалы и изделия из древесины (бревна, доски, паркет);


теплоизоляционные материалы, хорошо удерживающие тепло, например  минеральная вата;


битумные и дегтевые материалы, служащие для гидроизоляции (защиты от воды) зданий и сооружений (толь, рубероид);


лакокрасочные и оклеечные материалы — краски и лаки, обои;


полимерные (синтетические) материалы и изделия (линолеум, плитка).


Реже применяется классификация материалов ПО назначению или области применения в строительстве, например:


стеновые материалы, применяемые для возведения степ здания;


кровельные материалы, используемые при устройстве   кровель;


отделочные материалы для внутренней и наружной отделки зданий.


Так как мы рассматриваем небольшую группу строительных материалов, применяемых в штукатурных, мозаичных и облицовочных работах, нам также удобнее пользоваться классификацией материалов по назначению в строительстве.


Эти виды работ относятся к группе отделочных, в которую кроме них входят и малярные работы. Отделка Является заключительным этапом возведения зданий. Назначение ее — придать внутренним и наружным поверхностям здания необходимые эксплуатационные, конструктивно-технические, сапитарпо-технические и эстетические свойства.


Штукатурить можно все поверхности здания, кроме полов. Оштукатуренные обычной штукатуркой поверхности окрашивают. Кроме обычной штукатурки в отдельных зданиях применяют декоративную штукатурку, которая дает окончательно отделанную поверхность. Облицовывают наружные и внутренние стены и полы, а иногда и потолки. Мозаичные работы применяют для устройства полов и изготовления отдельных изделий — подоконников, ступеней и др.


Для штукатурных, мозаичных и облицовочных работ чаще всего применяют строительные растворы, в состав которых входят неорганические вяжущие вещества, заполнители, вода и различные добавки.


В зависимости от назначения и применяемых составляющих различают растворы для обычных, специальных штукатурок (водо-, кислото- и щелочестойких, теплоизоляционных, рентгепозащитных и Др.), растворы для декоративных и художественных штукатурок, мозаичные или террацевые растворы для мозаичных работ, растворы для подготовительных слоев под облицовку плитками или мозаичное покрытие и растворы для крепления облицовки.


Неорганические вяжущие вещества, применяемые для приготовления растворов, разделяются на две группы. Те вяжущие веществ, которые способны твердеть только на воздухе, называют воздушными (глина, гипс, известь), а вяжущие вещества, способные i вердеть в воде и влажной среде, гидравлическими (гидравлическая известь и цементы).


К природным заполнителям относятся пески, гравий, а также песок и щебень, получаемые дроблением природного камня. Последние используют в растворах для декоративной штукатурки и мозаичных работ. К искусственным заполнителям относятся отходы промышленности (шлаки металлургические и топливные, бой кирпича и других керамических изделий) и специально изготовленные (керамзит, аглопорит, шлаковая пемза).


Для придания декоративным и мозаичным растворам нужного цвета в растворы добавляют красящие вещества — пигменты.


Добавки, вводимые в строительные растворы, служат для облегчения работы с раствором и улучшения его эксплуатационных Качеств.


Облицовочные материалы, применяемые для отделки поверхностей зданий, подразделяются на обшивочные крупноразмерные листы и плиты, рулонные материалы и плитки. К первым относятся -гипсовые обшивочные листы (сухая штукатурка), гипсоволокнистые обшивочные листы, древесноволокнистые плиты, декоративный бумажнослоистый пластик, асбестоцементные и минераловатные плиты.


К рулонным облицовочным материалам относятся различные линолеумы, синтетические ковровые покрытия для полов, декоративные пленки для отделки стен. К ним следует относить и применяемые в малярных работах обои.


Промышленность строительных материалов выпускает большой ассортимент плиток для облицовочных работ — для полов, плитки для облицовки стен с гладким, декоративным и Художественным покрытием, мелкоразмерные плиты, наклеенные п,| (большие листы бумаги.


Керамическая промышленность выпускает также встроенные детали для санузлов, специальные плитки для облицовки промышленных зданий и сооружений.


На основе неорганических вяжущих материалов применяют цементные, гипсовые и ксилолитовые плиты и плитки.


И последнее время для облицовки получили широкое распространение стеклянные плиты и ковры из мелкоразмерных плиток. Большую перспективу имеют плиты из новых стеклянных материален стемалита и шлакоситаллов. Из стекла также приготовляет смальту, применяемую в художественных мозаичных работах. Однако наиболее перспективными являются отделочные материалы и изделия из пластмасс. Возможность получения материалов с заранее заданными свойствами и их сочетаний, не встречающихся в природе, открывает неограниченные возможности для их применения в строительстве. Кроме перечисленных облицовочных материалов, для отделки монументальных зданий и сооружений используют плиты из природного камня (гранита, мрамора).


Облицовочные материалы прикрепляют строительными растворами, а также различными клеями и мастиками. Для получения клеев и мастик, кроме неорганических вяжущих веществ, используют высокомолекулярные (полимерные) вяжущие вещества органического и искусственного (синтетического) происхождения. Из неорганических вяжущих веществ для приготовления мастик используют гипс, жидкое стекло, серу, а из органических чаще всего применяют битум и реже дегти, глютиновый и казеиновый клеи, канифоль и олифу.


Быстрое развитие химической промышленности обеспечило строительство большим выбором синтетических полимерных вяжущих, обладающих самыми различными свойствами. На основе синтетических вяжущих изготовляют не только клеи и мастики. Добавка их в строительные растворы позволяет получать полимерцементные растворы и бетоны. На их основе получают совершенно новые мастичные покрытия полов, обладающие высокими эксплуатационными качествами. Благодаря им появился новый вид штукатурной отделки, когда на поверхность, покрытую синтетическим клеящим составом, механизированным путем набрасывается крошка из дробленых цветных пластмасс, стекла и каменных пород. Такое покрытие наряду с высокими эксплуатационными качествами обеспечивает, художественно-декоративную отделку фасадов и интерьеров зданий.


Для теплоизоляции помещений употребляют строительный войлок, картон, пористые синтетические материалы (поро- и пенопласта), паклю, минеральную вату, а для гидроизоляции помещений, т. е. защиты от воды, — битумные мастики, толь и рубероид.


Кроме перечисленных основных материалов, в штукатурных, облицовочных и мозаичных работах применяют большое количество вспомогательных материалов. Для подготовки поверхностей под оштукатуривание используют штукатурную дрань, рогожу, проволоку, металлическую сетку, гвозди. Для отделки облицовочных поверхностей используют соляную и серную кислоты, воск и парафин. Для повышения водостойкости штукатурку обрабатывают специальными растворами—флюатами. Обработку мозаичных покрытий и облицовку природным камнем производят с помощью абразивов.


Строительные материалы часто разделяют на привозные и местные. Во многих случаях экономически выгодно применять материал, добываемый или изготовляемый на месте. Например, в районах, где имеются металлургические заводы и шахты, выгоднее заменять привозной портландцемент вяжущими веществами, получаемыми из доменных шлаков или отвалов горелой породы. Хотя расход такого вяжущего вещества будет больше расхода цемента, общая стоимость затраченного материала окажется меньше благодаря экономии средств на перевозку и более низкой стоимости самого материала.


Материалы, употребляемые в строительстве, должны удовлетворять определенным требованиям.


Основные требования к качеству строительных материалов, указания по их выбору и применению для различных типов зданий, а также основные размеры изложены в «Строительных нормах и правилах» (часть I), утвержденных Госстроем СССР. Госстроем СССР утверждаются инструкции, указания и технические условия по строительному производству отдельных видов работ (СН), в которых также приводятся требования к применяемым строительным материалам.


Для конкретных видов материалов и изделий, в том числе и гфоптельных, требования к качеству устанавливаются государ-Г1 пенными стандартами (ГОСТ), а к новым материалам или имеющим ведомственное применение ведомственными техническими условиями.


Основные задачи, которые решает система стандартов,-1- требования к качеству материалов; установление единой системы показателей качеств материалов; уменьшение видов, марок и типоразмеров промышленной продукции; создание государственных эталонов единиц измерения; установление единой системы документации, классификация продукции и др. Выпуск продукции, не отвечающей стандарту, является нарушением закона.