воскресенье, 25 января 2009 г.

Антаблемент.


 Структура построения художественной композиции антаблемента всех ордеров единая, а ионический и коринфский антаблементы   близки   даже   по   деталировке.
Различие ионического и дорического антаблементов начинается с архитрапа. Ионический архитрав трехступенчатый. Каждый вышележащий ярус незначительно нависает над нижним, образуя так называемые фасции . Верхняя фасция обычно завершается профилем, состоящим из двух-трех обломов (например, валик, каблучок и полочка), покрытых порезками. Дорический архитрав — это балка с гладкой поверхностью.
Совершенно обратная картина в композиции фриза. Ионический фриз предельно прост, без структурной деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким. Дорический фриз (см. рис. 5, В) образует тектонический структурный декор, состоящий из элементов, которые в деревянных конструкциях имели чисто техническое назначение, — чередующихся триглифов и , метопов. Триглиф 1  (рис. 9) — прямоугольник, вытянутый по вертикали и разделенный желобками на три рельефных зубца со снятыми фасками, который изображает торец деревянной балки перекрытия, сплоченной из трех пластин со снятыми фасками на торцах. Фаски предохраняли деревянные торцы от расщепления. Метоп  — квадратная плита, заполняющая проемы между триглифами. Она обычно заглублена по отношению к плоскости архитрава и триглифов и часто бывает украшена сюжетным рельефом   или   орнаментом.
Карниз состоит из двух конструктивных членений: карнизной плиты и желоба. Карнизная плита В) в дорическом ордере обычно имеет профиль полки, опирается на детали фриза и снизу украшена мутулами  с гутами (каплями). Мутулы в виде дощечек как бы изображают концы обшивки стропил, а гуты— шляпки гвоздей. Карнизная плита сверху завершается обломом в виде каблучка или трохила и несет на себе симу  — деталь, украшающую желоб для удаления воды с крыши. Профиль симы может быть представлен различными  обломами.
Профиль симы  ионического карниза более мягких очертаний, а карнизная плита  со слезником (капельником)  не имеет мутул. Под карнизной плитой иногда расположены сухари  — параллелепипеды, вытянутые по вертикали, которые изображают концы брусьев (консоли), поддерживающие плиту. Сухари сверху и снизу часто ограничены обломами и порезкой, как в антаблементе портика кариатид. Портик — навес, поддерживаемый колоннадой, столбами, в данном случае кариатидами— сатуями жриц, которые служат опорами перекрытию.
Познакомившись с разнообразием деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места сочленений, а третьи усиливают контрастность архитектурных форм. Например, сочетание обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций. Профили антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к Другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, т. е. несут чисто орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.
Подводя итог античному периоду развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных элементов, декоративные способы обработки конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления и психологического воздействия архитектурных произведений. Все эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной с деятельностью человека и масштабами окружающей природы. Следующий этап развития ордерных систем — архитектура Древнего Рима, использовавшего богатое наследие древней Греции. Но это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приема при создании более   грандиозных   сооружений.
Величие римских ансамблей было предназначено отражать торжество завоевателей, богатство поработителей, и призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях — совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов.

Комментариев нет: